— Я против создания таких курсов. Практика их внедрения в США и Европе подтверждает их неэффективность. Обычно это сводится к освоению бюджетных средств и имитации бурной деятельности, а реальные проблемы остаются нерешенными. Родители и дети запугиваются необходимостью посещать занятия с неясными специалистами. Однако борьба с буллингом требует совершенно другого подхода.
Важно осознавать, что буллинг и подростковая агрессия — это не только проявления насилия в школьной среде. Эти явления распространены повсеместно и будут актуальны всегда. Если в учебном заведении, особенно среди педагогов и руководства, наблюдается низкий уровень благородства и сомнительная морально-нравственная позиция, то невозможно заставить детей вести себя достойно. Часто учебные заведения пренебрегают родителями и учениками, внутри школ отсутствуют мероприятия, объединяющие детей, нет моральных и нравственных идеалов. Ожидать, что курсы работы с хулиганами решат проблему, просто наивно, — подчеркивает Машкова-Благих.
В интервью сетевому изданию «Санкт-Петербург Инфоньюс» она напомнила, что в советское время проблемы травли в школах решались совершенно иначе.
— Если говорить про хулиганов, которые занимаются систематическими унижениями, то в Советском Союзе эта история решалась просто. Подобных товарищей выводили в спецшколы открытого типа, в стенах которой с ними работали и правоохранительные органы, и социальные педагоги, и психологи совсем другого уровня. И тогда это прекрасно работало. То есть если вы понимаете, что хулиган терроризирует детей — выводите его из коллектива в общество себе подобных и уже там проводите серьезную работу. Никакого толка от курсов и профилактических бесед не будет, — уверена Машкова-Благих.